У сапфировой примы балета была собрана роскошная и внушительная коллекция драгоценностей. Какие у нее были сокровища, и где они сейчас?
Матильда Кшесинская дебютировала в 1890 году на сцене Мариинского театра. Ее тогда называли "Кшесинская вторая", так как после окончания Императорского театрального училища она была принята балериной в Мариинский театр после уже выступающей старшей сестры.
Начался роман Матильды и цесаревича Николая. Самый первый драгоценный подарок, который вручил ей наследник - золотой браслет с крупным сапфиром и двумя большими бриллиантами. Именно с этого сапфира у Матильды начнет пополняться ее сапфировая коллекция.
На этом браслете Матильда закажет гравировку двух дат: 1890 год - год знакомства с Николаем в училище и 1892 год - первая их встреча.
После переезда в отдельный дом на Английском проспекте 18, отличным подарком от наследника на новоселье были 8 золотых чарок, обильно украшенных драгоценными камнями в форме кабошонов. Кабошоны были очень популярны в тот период, и многие небольшие драгоценные камни в украшениях делали именно в такой круглой форме огранки.
Как вспоминала сама балерина: "Наследник стал часто привозить мне подарки...Подарки были хорошие, но не крупные."
Крупные подарки
Крупные подарки Матильде были сделаны уже после их расставания с Наследником. Балерина пользовалась успехом, и к ней были не равнодушны все великие князья.
В сезоне 1896-1897 годов балерина получает в подарок от четырех великих князей брошь в форме кольца. Кольцо усыпано бриллиантами, в центре 4 крупных сапфира, на футляре выгравированы имена четырех великих князей.
Первый бенефис
В свой первый бенефис, когда традиционно каждая прима получает подарок от царской семьи, Матильда получила особенное украшение. Эта была брошь в виде бриллиантовой змеи, держащей сапфир-кабошон, как символ великой мудрости.
Много было ювелирных украшений и изделий, выполненных Карлом Фаберже. Например, от Великого князя Владимира Александровича каждый год на Пасху Матильда получала яйцо из ландышей с прикрепленным к нему маленьким яичком от Фаберже.
Образы на сцене
Часто многие украшения были частью образа, который балерина исполняла на сцене.
Ее будущий супруг великий князь Андрей Владимирович подарил ей бриллиантовую тиару-обруч с 6 кабошонами сапфирами. Матильда надевала ее в балете "Дочь Фараона". Ко всем другим костюмам у балерины были драгоценности из своей личной шкатулки.
Второй бенефис
Ко второму бенефису Матильда была щедро одарена множеством подарков от всей царской семьи.
Император прислал золотого двуглавого орла с бриллиантами и розовым сапфиром.
Но самый поразительный подарок был сделан великим князем Сергеем Михайловичем. Это была шкатулка работы Фаберже, внутри которой доверху были насыпаны желтые бриллианты без оправы. Сергей Михайлович решил, что прима сама выберет себе будущее украшение.
Исторические украшения
Среди подарков Матильде были исторические камни, ранее принадлежавшие европейским аристократическим домам.
Например, на 10 лет знакомства великий князь Андрей Владимирович (будущий супруг Матильды) подарил ей сапфировые серьги, окруженные бриллиантами. Эти сапфиры были родом из парюры герцогини Лейхтенбергской.
А вот неизвестный подарок для Матильды - тиара с бриллиантовыми бантами и корсажное украшение, выполненное в таком же стиле. На этих фото колье с бантами имеет историческое происхождение.
После Революции
Матильда вместе со своим сыном бежала из России с частью драгоценностей и обосновалась на Лазурном берегу. в 1921 году она и великий князь Андрей Владимирович поженились.
Драгоценности, которые Матильда увезла с собой, закончились быстро. Матильда открыла балетную школу и стала преподавать балетное искусство. До своего 100-летнего юбилея прима балерина не дожила лишь 9 месяцев.
Что стало с остальными драгоценностями Матильды Кшесинской, не ясно. Известно, что крупных продаж из ее коллекции на Западе не было. Возможно, они еще остались в Петербурге.
Понравилась статья? Лучшей благодарностью для автора будет репост))