Старинная форма огранки всегда уникальна и необычна. А лучше или хуже "играют" такие бриллианты по сравнению с бриллиантами в современной огранке? Давайте разберемся.
Все известные исторические алмазы были огранены в старинную форму огранки (old mine). Это и алмаз Хоупа, и Кулинан, и алмаз Санси, Полярная звезда, алмаз Тиффани и т.д. Такая огранка применялась с главной целью - сохранить максимальный вес камня. Поэтому потери были до 40 процентов, не более.
Когда перестали огранять по старому?
Все изменилось в 1919 году. Инженер Марсель Толковский с помощью математических решений вывел формулу идеальной огранки алмаза. Согласно этой формуле, количество входящего света было равно количеству исходящего при использовании новой огранки. И началось...
Ограненные новым способом камни засияли ярче, а благодаря идеальной симметрии бриллианты стали еще привлекательнее для многих дам. Сегодня модель огранки Толковского стала уже классической бриллиантовой огранкой, у нас обозначается Кр-57 (круглая, 57 граней).
А что же старинная огранка - совсем плоха?
Особенности старинной огранки
До ХХ века все алмазы ограняли вручную и не соблюдали симметрии граней и сохранения идеальных пропорций. Но каждый камень получался индивидуальным, со своим "характером".
КОЛИЧЕСТВО ГРАНЕЙ
Ювелиры прошлого не высчитывали и не выдерживали углы наклона граней по отношению друг к другу. Фацетирование было "на глаз". Поэтому и блеск старинных бриллиантов слабее, чем современных.
СВЕРКАНИЕ
У алмазов, ограненных старинной огранкой, очень большая калетта (нижняя грань камня, видна сверху), высокая корона и глубокий павильон. Поэтому только часть света возвращается через площадку камня.
Но сверкание бриллиантов в старинной огранке поистине таинственное, загадочное. Если смотреть на камень сверху - не будет сильного блеска, но появится "тягучесть" отблесков, в которую "проваливаешься" даже без своего желания.
Вот почему, когда смотришь на старинный бриллиант, невозможно отвести взгляд, он тебя чарует.
РАЗМЕР
Безусловно, потери веса от старинной огранки были меньше, чем от классической.
Огранщик 18-19 века руководствовался в своей работе первозданной восьмигранной формой кристалла. Получается, природная красота минерала определяла будущий блик ограненного камня.
НЕСОВЕРШЕНСТВО
Как это бывает часто, красота проявляется в несовершенстве. Сколько раз можно смотреть на идеальные пропорции и современную огранку бриллиантов, а всего художественного замысла и единства идеи не ощутить. Часто сложно бывает вспомнить, как выглядело какое-то современное изделие после выставки или посещения ювелирного салона.
ВНЕ ВРЕМЕНИ
Бриллианты старинной огранки old mine рассказывают историю. Такие бриллианты не умели лечить, выжигая включения и заполняя трещинки. Можно представить, как огранщик хотел огранить камень, исключая крупное включение, и форма огранки приобрела неровный вид.
Возможно, с появлением в 1870 году электрического освещения, возникла необходимость в дополнительной яркости и блеске бриллиантов. А раньше, вспышки "огня" в бриллиантах при свечах, были умопомрачительными.
Бриллианты в старинной огранке остаются сегодня не только образцами антикварной значимости, но и исключительной красоты.