Если Вы хоть раз увидели ювелирные работы этого мэтра, то мир Рене Лалика Вас уже не отпустит. Это достояние всего человечества оценивают специалисты до сих пор, а нам остается лишь наслаждаться красотой и новаторством работ мастера.
Брошь Рене Лалика "Поцелуй". Золото, эмаль.
И сегодня ювелиры всматриваются в работы Рене Лалика, пытаясь понять силу идеи и найти вдохновение для себя, парфюмеры - разгадать нотки чувственных духов, сделанных как будто из самой женщины, стеклодувы - понять секреты мастерства и популярности. Ну, а весь стиль модерн вообще не был бы возможен без гения этого романтика и революционера.
В этой статье я расскажу о крошечной части ювелирных работ художника, потому что "объять Лалика" - это как объять необъятное))
Рождение звезды
Только представьте, конец 19 века, в моде исключительная благопристойность, "правильные" драгоценные камни (это камни 1 порядка), застегнутые на все пуговицы платья и женщины. Да, собственно, кто их спрашивал, этих женщин?
И вот появляется юный ювелир-подмастерье Рене Лалик, который уже закончил Колледж Искусств в Лондоне и работает при ювелирной мастерской Луи Окока.
Поскольку Рене с детства любил рисовать, то руки продолжают делать то, что им привычно. Рене был смельчак во всех смыслах, а потому однажды со своими эскизами Рене появился на пороге дома Бушерон, затем Картье. Реакция была однозначна: "Это слишком просто, мало драгоценных камней, такая деревенщина - колоски и бабочки, не понравится взыскательной публике".
Накопив немного денег, Рене делает украшение с двумя летающими ласточками, и готовое изделие приносит в Бушерон. Там покупают украшение, даже не задумываясь.
Революция в искусстве
У многих общепризнанных ювелирных домов появилось опасение, что этот бойкий паренек своим нетрадиционным видением сможет привлечь их клиентов. И опасения были не напрасны.
Через несколько лет Рене открывает свой бутик на той же улице, что и именитые бренды, и начинает творить для взыскательных женщин. А на всемирной выставке искусства в Париже в 1909г. Лалик получает две самые престижные награды, и мировую известность еще при жизни.
Ар-нуво - стиль, которому Лалик отдал себя всецело. Он мог часами зарисовывать и фотографировать у себя в саду насекомых, рыбок в пруду, изучать японские стили. Красота женщины и природы полностью подчинила себе Рене. Божественная Сара Бернар, однажды увидев такие украшения, попросила Рене полностью взять на себя подготовку ювелирного "реквизита" для создания новых образов на сцене.
Женщины были благодарны, ведь теперь и мода стала более легкой, изящной, появились наряды с глубокими декольте, где на плечо можно посадить роскошную бабочку или стрекозу. Начиналась эпоха индустриализации, где так не хватало простой гармонии, легкости, плавных линий. Давайте полюбуемся на работы Рене Лалика.
1. Брошь "Анютины глазки"
Эта чудесная брошь в стиле ар-нуво выполнена в любимой технике Рене: бутоны из стекла и бриллиантов, стебли, листья - эмаль, стекло, золото. "Несочетаемые сочетания", правда?
2. Брошь "Четыре стрекозы"
Эта брошь может быть и подвеской одновременно. Четыре стрекозы уютно уселись вокруг прекрасного голубого топаза, такой же топаз, но в огранке "груша" расположен снизу. Бриллианты, золото, эмаль.
3. Чокер "Орлы и сосны"
Рене Лалик создал его в период 1899-1901 годы. В центре - кабошон благородного опала прямоугольной формы, ветки сосен, орлы - зеленая и синяя эмаль, шишки - золото. Как удивительно тонко и натурально выполнена эта работа!
4. Подвеска с лунными камнями
Эта нежнейшая работа вызывает у меня самые радостные чувства. Бутоны цветов сделаны из стекла, в центре и снизу - лунные камни (один в багетной огранке, второй - кабошон), легкое сияние - бриллианты.
5. Корсажное украшение "Змеи"
Этот предмет является одной из характерных работ для Рене, тема змей олицетворяет мудрость и опасность одновременно. Собственно, как и цветы растений - яркие и ядовитые.
Все змеи переплетаются в один узел, выполнены из золота с большим количеством эмали. Эта работа без драгоценных камней, но было несколько жемчужных нитей, которые эти змеи кусали. Длина украшения - 21 см. Я даже не могу представить, как бы это могло смотреться на женщине!
6. Подвеска "Зимний пейзаж"
Эту работу Рене выполнил в 1899-1900 годах. Он был очень вдохновлен зимними радостными деньками, побывав на прогулке в снежном лесу, и решил запечатлеть свои воспоминания.
7. Подвеска "Павлины"
Павлины, как и змеи часто использовал Лалик в своих работах. На этот раз павлины украшены бриллиантами, вокруг цветная эмаль, между ними и капля снизу - хризолиты (огранки "изумруд" и "бриолет"), золото.
8. "Женщина-стрекоза"
Я уже упоминала об этом корсажном украшении, придуманном для талантливой актрисы Сары Бернар. На всемирной выставке в Париже в 1900 году эта брошь произвела фурор, и все старались хоть глазком успеть посмотреть это чудо.
9. Брошь "Соловьи"
Эта брошь выполнена в традиционном для многих ювелиров стиле: здесь нет привычного для Рене стекла, эмали, слоновой кости. И все-таки, соловушки голосят как живые!
10. Корсажная брошь "Павлин"
В этом корсажном украшении перья павлина и хвост расходятся в двух направлениях, очень красивый и незаметный переход эмали от белого цвета к сине-зеленому. Небольшие кабошоны благородных белых опалов и бриллиантов придают сияние и гармонию.
Рене Лалик совсем не остановился только на ювелирных работах. Он начал работать со стеклом, создавая настоящие шедевры в интерьере, придумывать духи и флаконы для духов, создавать новые стили в дизайне интерьеров. Ведь талантливый человек - талантлив во всем!
Но для меня Рене Жюль Лалик - это прежде всего, его магические ювелирные украшения, которые можно с наслаждением рассматривать часами и каждый раз находить что-то новое.
Благодарю, что дочитали до конца. Если статья была интересна - пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал GEM STONES.