Талантливый художник-эмальер, настоящий мастер ювелирного искусства с удовольствием поделился со мной вдохновением и рассказал о своем творчестве.
Подвеска "Ласточки": звездчатый сапфир, бриллианты в огранке "груша", горячая эмаль, золото. Великолепные птицы гордо и независимо парят в небе.
Коротко об Ильгизе
Ильгиз Фазулзянов - знаменитый художник-ювелир-эмальер, двукратный победитель и обладатель Гран-При на международном конкурсе International Jewellery Design Excellence Award в направлении ювелирного дизайна. В 2016 году в Кремле состоялась масштабная выставка работ Ильгиза, куда вошли неповторимые ювелирные шедевры.
Сегодня по всему миру открываются ювелирные и дизайнерские школы, где техники работ с горячей эмалью Ильгиза берут за основу и рассказывают о них студентам.
Нам повезло, и такой удивительный мастер, самородок, живет среди нас, в России. Мне было очень интересно пообщаться с Ильгизом, ниже мое интервью. Как всегда - прошу дочитать до конца, и с удовольствием жду Ваших комментариев.
О: Ильгиз, с чего все началось, как появилась впервые мысль о ювелирном искусстве?
И: Все началось с победы в 1994 году, где я получил Гран-При на Фестивале искусств народов ислама в Пакистане. Это стало толчком для моего развития в этом искусстве.
О: А что эта была за работа?
И: Я представил на конкурс работу "Оклад Корана", за которую и получил премию. Данная работа на сегодняшний день находится в Фонде "Туран" Республики Татарстан.
О: То есть работа была выполнена в абсолютно национальной технике?
И: Да, "Оклад Корана" был выполнен в технике филиграни с инкрустацией драгоценными камнями.
О: Как потом родилась идея сделать это направление основным и развивать ювелирное искусство?
И: Имея художественное образование, я был все время в поиске, в каком направлении мне идти. После получения данной премии я принял решение развиваться в ювелирном искусстве.
Когда я уже познакомился с работами Лалика и других французских мастеров, то понял, что ювелирное направление для меня может развиваться не только в национальных традициях, но и как художественные образы, которые мы видим вокруг. И так как я больше живописец, чем график, мне всегда не хватало цвета. А благодаря использованию эмали, я открыл для себя другое состояние. Я вижу ювелирные изделия не в графичности, а в цвете.
О: Я обратила внимание, что камень в Ваших работах не является основополагающим, главным в композиции.
И: Так и есть, да.
О: Как выбирается камень? Сначала рождается идея, под идею подбирается определенный камень, фактура, но как отдается предпочтение тому или иному камню – опал, или мексиканский агат, или что-то другое.
И: Вы сами начали говорить… Когда есть идея, то нужно добавить сюда цвет. Визуально я вижу работы в цветовом сочетании. И тогда в эту работу начинает все собираться: техники, цвет камней, цвет эмали.
Так же подбираются камни. Когда изделие готово к исполнению, идет подбор материала. И найти нужный камень, например, опал, при его разнообразии очень сложно.
Я делаю запрос своим поставщикам на камень, который мне необходим, и при огромном разнообразии предложений, бывает сложно подобрать нужный камень.
Это целый поиск, как коллекционер, который ищет тот предмет, которого ему не хватает в коллекции. Понятно, что есть классические камни, как бриллиант, здесь все ясно. А вот сложные камни, с рисунками, с интересной цветовой гаммой, это сложная тема.
О: Сколько по времени занимает создание одной работы?
И: Дело в том, что одновременно делается очень много работ. В среднем, около 15 одновременно. И понять, какое количество времени затрачено на один предмет, очень сложно. Есть долгоиграющие вещи. Например, есть одна очень большая работа, которая выполнялась 2,5 года.
О: Ничего себе, достаточно трудоемкий и энергичный процесс!
И: После окончания каждой работы, тут же начинается работа с другим изделием. Я научил себя и своих сотрудников этому, работать в активном режиме.
Сейчас невозможно художнику быть популярным, если он не будет удивлять зрителей постоянной новизной. Это раньше можно было одну картину писать в течение года-двух лет, и все. Сейчас если ты так будешь работать, то завтра никому будешь не нужен. Я взял опыт производства турецких мастеров, что-то у китайских производственников, у итальянцев, соединил в одно целое, и получилась такая коллаборация всех возможностей в производстве.
О: Я думаю в таком формате очень эмоционально происходит работа. Ну это получается, как праздник каждый день, когда один за одним происходит рождение нового чуда.
И: Так и есть, да.
О: Ильгиз, хочу поподробнее узнать про эмаль. Где Вы брали информацию, как формировались навыки, элементы мастерства при работе с эмалью. Я знаю, что Вы художник, но наверняка раньше с эмалью Вы не работали. Как пришли к этому и освоили уникальную технику?
И: До ювелирных эмалей я занимался искусством витражей, где использовал старую технику росписи по стеклу, и дальнейшему его обжигу. Для обжига стекла используются очень высокие температуры, 1050-1100 градусов.
В основу ювелирных эмалей входит кварц. Понимая это, я начал использовать высокие температуры из опыта работы с витражами. Но первые опыты были неудачными, из муфельной печи я вынимал уже расплавленное изделие.
Потихоньку я стал понижать температуру до того градуса, когда у меня стало все получаться. Не имея ювелирного образования, и не владея технологиями обжига эмалей, я нарушал все температурные режимы. Но благодаря этому я нашел свою температуру, которой я пользуюсь до сегодняшнего дня.
О ГАРАНТИЯХ
Я всегда могу дать гарантии качества эмали на ювелирных изделиях. Высокая температура дает возможность сплавить металл и кварцевое стекло в одно целое.
За 27 лет ко мне ни разу не приносили на ремонт изделия с эмалями по причине некачественной работы. Частая причина повреждений - человеческий фактор.
О: А в качестве состава для эмали всегда используется кварц?
И: Да.
О: Многие говорят, что Вы предпочитаете работать в технике ар-деко с геометрическими элементами или ар-нуво, используя природный орнамент. Как Вы считаете, стоит ли определять Ваше творчество под какой-то стиль, или у Вас свой стиль?
И: Все эти стили определяют зрители и искусствоведы. На самом деле, ни один художник не задумывается о стиле, когда создает ту или иную работу.
У меня когда есть какая-то идея, я нахожу ту линию, которая мне необходима для передачи информации, которую я хочу донести. Она может быть плавной или нет, и я никогда бы не определял, что это ар-деко или ар-нуво. Если мы делаем цветок или растение, значит это ар-нуво? На самом деле, это линия природы. А все прямые линии не всегда можно отнести к ар-деко, это может быть и индустриальный стиль.
Общаясь с художниками, когда мы разговариваем по поводу стилистики, все художники улыбаются: «Им нравится определять – пусть определяют».
О: Ну да, он просто творит, создает и все. А остальные уже думают, к чему это все относится.
И: Конечно, да
О: Я обратила внимание, что у Вас есть серия работ, посвященных горам. А Вам удалось побывать на этих вершинах?
И: К сожалению, нет. Я много изучал эти горные вершины по разным видео и фотографиям, и был впечатлен их красотой. Благодаря своему воображению, я переносился туда своими мыслями и создавал образы в ювелирных изделиях.
О: Вы как Жуль Верн, которому не обязательно путешествовать по миру, он открывает тетрадь, берет перо, и начинает писать..
И: Да, так и есть. Сейчас у меня в планах сделать выставку в России, чтобы все люди, даже в небольших городах, смогли побывать "душой" на этих горах. Я одержим этой идеей, и уже идет полноценная подготовка к этой выставке.
Мне нравятся слова Ганди: "Когда в твоих пожеланиях, в твоих целях есть слова мир и добро, то перед тобой открываются все ворота мира".
Так и есть, когда рождается идея и цель какого-то добра и мира, тогда все возможно и все получается.
О: Это очень ценная мысль, и видимо девиз по жизни?
И: Наверное так, да.
О: Ильгиз, а что в природе больше вдохновляет, будоражит фантазию, и без чего Вы не можете начать свою работу?
И: Я бы не сказал, что природа в полном объеме вдохновляет на какое-то произведение. Чтобы человек начал что-то творить, он должен получить большое количество эмоций, которые возбудят в нем все известные гормоны, что будет достаточно для творчества.
Недавно я стоял на вершине высокой горы, смотрел на всю красоту, что окружала меня, и думал о природе, которая всегда пытается создать идеальность из неидеального.
А в природе есть нюансы, тонкие линии, которые она научилась нам показывать, соединяя несовершенные вещи между собой, и торжествуя свое величие.
В народном творчестве, например, у таджиков, когда они ткут ковер, то обязательно делают небольшую помарку в своей работе, чтобы не обидеть Бога. Они подразумевают, что "мы - люди, мы - часть природы, и мы не можем делать все идеально, как это делает Создатель.
В любом творчестве, я считаю, что не надо искать идеальности, а нужно искать смысл, осмысление, почему художник это сделал. Если этого осмысления нет, и люди в этих работах ничего не видят и не осознают, то это уже не искусство. Истинным художником его нельзя считать, потому что он должен нести посыл в будущее. Каждому художнику важно, что зритель - взрослый или ребенок, чувствовал состояние добра, красоты, радости, улыбки.
О: В основном, сложилась тенденция, что многие ювелиры предпочитают ездить на выставки в Гонконг, и другие крупные города Азии…
И: Дело в том, что на сегодняшний день основная масса ювелиров 99,7% идут по коммерческой дороге. Все выпускают продукцию, которую хотят реализовать. Практически нет ювелиров, которые могут создать целую коллекцию, и показывать долгие годы, экспонировать на выставках. Таких нет. Максимум, 2-5 работ у ювелира, но этого недостаточно для экспозиции.
Когда проходила выставка в Кремле в 2016 году, для всех это было шоком. На сегодняшний день никто из современников не может сделать выставку из 160 работ на одну тему.
О: Насколько я поняла, Вы как-то взаимодействовали с ювелирным домом Ван Клифа. Они приглашали Вас прочитать лекцию, или показать мастер-класс?
И: Да, они пригласили меня в школу Ван Клиф на творческий вечер, чтобы я им прочитал лекцию и рассказал о своем творчестве. Интерес был большой, и они еще приглашают на творческие встречи с поклонниками ювелирного искусства. После чего была куплена одна из моих работ для музея Ван Клиф.
О: Ильгиз, Ваши работы всегда очень самобытны и имеют свой колорит. Если мне предоставят 50 работ разных мастеров, то я сразу отличу Ваши. Это видно и по технике, и по исполнению, и по своей внутренней красоте. А как Вы думаете, чем Ваши работы не похожи на других?
И: По поводу самобытности... Я Вам хочу сказать, чем они отличаются от остальных. У них есть художественная законченность. Практически мало ювелирных компаний, или ювелиров, у которых это существует, поэтому они отличаются от других.
Для моих работ характерны техники, которые существуют в ювелирных изделиях Востока и Запада, что дает большой спектр возможностей.
О: Да, я понимаю, они эмоционально глубокие, хочется смотреть и рассматривать.
И: Да, у них есть и своя энергетика, есть осмысление. Каждая линия что-то у меня означает, она просто так не появляется. Каждая линия отрабатывается очень долго. Если, например орнамент, то почему именно этот орнамент, почему этот рисунок. Я отрабатываю все пропорции изделия: ширину, высоту, глубину. Уходит много времени до окончательного его завершения.
О: Как Вы думаете, восприятие украшений, Ваших работ отличается у русских людей, у европейцев или азиатов?
Очень сложно сейчас сказать, потому что есть определенные тенденции, направления, и все на сегодняшний день ориентированы на более крупные лидирующие компании, как, например, Картье, Ван Клиф, и так далее… Тот, кто задает моду в ювелирном мире, то тут же подхватывают все остальные, внося в нее свой колорит - цвет, орнамент.
Приведу пример. Если мы делаем фотографию ювелирного изделия на черно-белом фоне, для европейцев или американцев это круто, красиво. Азиаты этого не понимают, им нужен цветной фон. То есть на черно-белом фоне - их это не зацепит. А вот цветной фон они поймут, и они изделие по-другому видят. У них взгляды по-другому устроены. Поэтому тенденции одинаковы, но есть определенные отличия, связанные с традициями и культурой в данной стране.
О: Ильгиз, мои читатели прежде всего познакомились с Вашими работами (те, кто не знал о них ранее), увидев украшения с бабочками, которые были выполнены с гранеными жемчужинами. А развивается ли сейчас это направление с граненым жемчугом?
И: Первую работу с граненым жемчугом мы выполнили совместно с Виктором Тузлуковым. А сейчас мы работаем с японской компанией, которая занимается огранкой жемчужин. Граненый жемчуг мало кто использует в ювелирных изделиях.
Объясню почему: делать с граненым жемчугом определенную модель очень сложно. Необходимо создать определенный дизайн изделия с граненым жемчугом, после чего донести это людям и объяснить, что это такое. Для творческих работ это идеально, а для коммерческой составляющей не годится.
О: И я так понимаю, что люди видимо привыкли больше к классической форме, да?
И: Конечно.
О: Вам как художнику, помимо творческой составляющей, которая является основной, Вам в том числе нужно быть хорошим управленцем. У Вас большая команда мастеров, как Вы с этим справляетесь, и какие принципы или идеи для себя подчерпнули, благодаря чему управление стало эффективным?
И: Да, для многих это всегда такой вопрос. Как это – вроде я художник, и в то же время сам управляю всем? Не знаю, это, наверное, у меня математические способности. У меня были хорошие способности в математике, для меня алгебра, геометрия, физика, химия – любимые предметы. Если бы я в творческой области не развивался, я бы обязательно развивался в этой области. Ко многим вопросам я подхожу творчески и логически - нестандартно. А для сегодняшнего бизнеса это самое правильное.
О: еще я хотела спросить про работу «Снегири». Правильно ли я понимаю, что эта работа была переломным моментом в Вашем творчестве? Именно после нее у Вас стало больше появляться ювелирных работ с элементами эмали, с высоким художественным замыслом?
И: Несомненно, подвеска "Снегири", получившая Гран-при на международном конкурсе в Гонконге в 2009 году стала для меня началом перехода на новый этап ювелирного искусства.
После этой подвески, были созданы новые работы, которые получили премии, и их могли видеть зрители на витринах выставки в Кремле.
О: Я обратила внимание, что не только ювелирные, но и камнерезные работы есть среди созданных вами предметов искусства. Насколько это направление важно для Вас, и есть ли творческие планы по этому вектору?
И: Я хочу объединить в своих работах все техники, которые существовали и существуют в ювелирном искусстве. Поэтому камнерезное искусство обязательно должно войти в мои работы.
Для создания некоторых работ я приглашаю состоявшихся мастеров-камнерезов, но в любом случае они делают работы по моим руководством. ПО каждой полученной работе я лично вношу небольшие изменения.
О: Ильгиз в заключении хотела бы поинтересоваться, какой Ваш любимый камень?
И: Нет у меня такого, если честно. Есть определенные периоды, вот, например, на завершающей стадии – серый лунный камень. У меня много работ с ним. Сейчас в моих работах очень много кварца. Меня завораживает его прозрачность и магия.
Кварц мало используют ювелиры в создании ювелирных изделий, и я хочу вдохнуть новую жизнь в этот камень через свои работы.
Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось - поделитесь с друзьями и подпишитесь на канал GEM STONES))