Огранка драгоценного камня давно перестала быть банальной и за последние 30 лет превратилась в настоящее искусство. Чем она так поразительна?
Главной целью огранки прошлых столетий являлась идея сохранности максимального веса камня. Сначала использовали несимметричные формы огранки, потом появилась огранка "роза" (для алмазов, например).
С конца 19 - начала 20 века стали использовать симметричные формы огранки, фокусируясь не только на максимальную сохранность веса, но и учитывая идеальную "игру" ограненного камня.
Конечно, для крупных камней всегда применялась фантазийная форма огранки. Как правило, она была и симметричной - кушон, сердце, маркиз и т.д.
Лишь в середине 20 века огранка стала не только способом шлифовки камня и вставки в ювелирное украшение.
И кто же все начал?
Все началось с Бернда Мюнштайнера, который "откромсал" пару карат с боков аквамарина, чтобы изобрести свой фирменный фантазийный срез))
В его понимании это действие давало эффектный световой выход самому сверканию камня.
Конечно, было много противников идеи так "искромсать" ценный камень. Но в конечном итоге все критики склонились на сторону красоты камней. Теперь многие изделия Мюнштайнера хранятся в музеях и показываются на выставках.
Дон Педро - это надо видеть!
Морганит (у нас этот нежно-розовый берилл называют воробьевит) Мюнштайнера весом 62,01 карат.
Своим мастерством Мюнштайнер вдохновил весь мир. Не менее поразительны были работы Майкла Дабера, Ричарда Гомера, Пола Вилдгемса, Губеллина, Джона Дайера и других дизайнеров.
А что другие дизайнеры?
Например Ричард Гомер выиграл премию лучшей фантазийной огранки 2013 (AGTA Spectrum Award), выполнив вогнутую огранку для империал топаза весом 36,74 карата.
Интересно, что традиционные инструменты для шлифовки и полировки драгоценных камней не подходят. Поэтому для создания фантазийных шедевров огранки были придуманы новые инструменты для резки драгоценных камней.
Например, Делан Харгрейв создал уникальное произведение из аметрина, его игра просто завораживает и невозможно отвести взгляд от этих трех камней.
Чаще всего, в работах используют разные оттенки кварца (аметист, цитрин, аметрин, дымчатый кварц и т.д.) и аквамарин из-за относительн6ой демократичности цен на крупные камни.
Дорого - богато!
Но есть и примеры использования голубых опалов, турмалинов, бериллов, и даже дорогого турмалина Параиба.
или вот еще работа Пола Вилдгемса:
А вот пример поразительных форм цитрина в 31,66 карат от Джона Дайера
Или возьмем его верделит (зеленый турмалин) "Звездное пламя" весом 14,56 карат - с помощью такой необычной огранки камень просто "горит"!
Но больше всего меня удивила работа Майкла Даймера с аметрином. Вызывает двоякое ощущение - с одной стороны очень необычно и вносит технологичность в идею, с другой стороны - "столько камня пропадает!"