• О перспективах минералогии и геммологии. Интервью с профессором минералогии Брусницыным А.И.

О перспективах минералогии и геммологии. Интервью с профессором минералогии Брусницыным А.И.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Побывав на конференции в СПбГУ, по случаю празднования 200 лет кафедры минералогии(я там училась, специальность - геммология), мне было интересно пообщаться с зав. кафедры минералогии - профессором Алексеем Ильичом Брусницыным. Тем более, что Алексей Ильич - мой научный руководитель, с которым я в 2002-2004г. готовила свою магистерскую работу.

Профессор Алексей Ильич Брусницын, заведущий кафедры минералогии СПбГУ, и я - Ольга Меликян, автор проекта GEM STONES

В этом интервью будут честные ответы о том, как сейчас развивается наука, какие возможности и перспективы есть у будущих минералогов и геммологов. Начнем))

О: это я, Ольга Меликян, автор проекта GEM STONES
А.И.: это Алексей Ильич Брусницын, доктор минералогических наук, профессор, заведущий кафедры минералогии СПбГУ.

О КОНФЕРЕНЦИИ

О: Благодарю за приглашение по случаю празднования 200 лет кафедры минералогии, очень масштабное было мероприятие. Насколько подобные мероприятия планируются в будущем, каким был успех этой конференции?

На конференции по случаю празднования 200 лет кафедры минералогии СПбГУ.
На конференции по случаю празднования 200 лет кафедры минералогии СПбГУ.

А.И.: действительно, кафедре минералогии СПбГУ в этом году исполнилось 200 лет, это событие никак было невозможно пропустить. Как обычно справляют юбилеи научного центра? Самая простая форма – научная конференция. Ее мы и организовали, она проходила с 17 по 19 сентября.

Эта конференция была организована с несколькими задачами:

  • Объединить всех коллег на нашей площадке, обсудить общие вопросы и по музейному делу, и по преподаванию минералогии, по научным исследованиям.
  • Привлечь помимо широкого научного круга еще и молодых ребят студентов, аспирантов. Наука не стоит на месте, нужно впитывать в себя новые достижения и быть встроенным в контекст текущих событий.

О: Я так понимаю, что помимо того, что все объединились под одной крышей, поделились своими знаниями, докладами, эмоциями, были открыты новые контакты и возможности по взаимодействию с коллегами.

А.И.: Конечно, так. С кем-то мы давно общаемся, уже налажены давние профессиональные контакты, кого-то мы видели впервые, и это очень приятно.

О ПЕРЕЕЗДЕ

О: Я обратила внимание, что весь геологический факультет, включая кафедру минералогии, переехал из "12 Коллегий" в другое здание?

Санкт-Петербургский Государственный Университет, Здание 12 коллегий, адрес: Университетская набережная, д. 7/9. Ранее здесь располагался мой факультет, сейчас там остался Минералогический музей СПбГУ (аудитория 2003).
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Здание 12 коллегий, адрес: Университетская набережная, д. 7/9. Ранее здесь располагался мой факультет, сейчас там остался Минералогический музей СПбГУ (аудитория 2003).

А.И.: Не так давно Университет пережил очередную реформу. В рамках этой реформы произошло объединение географического и геологического факультетов, и кафедры почвоведения биологического факультета в единую структуру, которая сейчас называется Институт наук о Земле. Теперь мы под одной административной крышей.

Кафедра минералогии теперь находится по новому адресу: переулок Декабристов, дом 16,  Санкт-Петербургский Государственный Университет, Институт наук о Земле, аудитория 420.
Кафедра минералогии теперь находится по новому адресу: переулок Декабристов, дом 16, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Институт наук о Земле, аудитория 420.

Насколько удачно это объединение – это покажет жизнь, случилось это событие недавно в 2014 году. В этом объединении есть и плюсы, и минусы.

О ТЕХНОЛОГИЯХ

О: Помню, Вы в своем докладе недавно говорили, что СПбГУ организовал центр исследований, где представлены все новейшие аппараты по качественному исследованию минералов.

А.И.: В СПбГУ было организовано 26 крупных лабораторий, они называются «Ресурсные Центры». Каждый из них объединяет группу приборов, аналитических возможностей и методик, отдельный персонал. Это современные приборы, выпущенные лучшими зарубежными и отечественными производителями. Все центры очень доступны. Каждый студент, преподаватель и научный сотрудник имеет доступ к этим центрам. Мы теперь имеем доступ к тем исследованиям, которые лет 10 назад казались невозможными. Мощный электронный микроскоп, когда я учился, был заоблачным счастьем. Сейчас – это близко к слову «рутина».

О: То есть студенту не нужно для написания курсовой или дипломной работы обращаться в другие ВУЗы или исследовательские центры?

А.И.: Той «мощи», которой обладает Университет достаточно, 90% всех задач решается здесь. Но существуют вопросы, которые мы решаем вне стен Университета, т.к. задачи могут быть в смежных областях. Это колоссальный технологический прорыв и поднимает наши исследования на другой уровень. А дальше все зависит от нашего трудолюбия.

Моя практика после третьего курса в Республику Карелия, в Питкяранту, июнь 2001г. Мы в полевых условиях, слева я. Это еще до внедрения в жизнь цифровых технологий :)
Моя практика после третьего курса в Республику Карелия, в Питкяранту, июнь 2001г. Мы в полевых условиях, слева я. Это еще до внедрения в жизнь цифровых технологий :)

О РАЗВИТИИ

О: Какие направления развития минералогии главные на ближайшее будущее?

А.И.: Главные направления на нашей кафедре, это:

1. Генетическая минералогия – минералы как продукты химических процессов, геологических явлений, разных объектов. Это направление очень активно развивается.

2. Геммология и камень в истории культуры. Минералоги всегда были с драгоценными камнями близко, но другое дело организовать это в направление исследования драгоценных камней. За последние 20-25 лет у истоков стоял Андрей Глебович Булах, потом профессор и завкафедры Владимир Герасимович Кривовичев, и при нем это направление оформилось уже в конкретные дисциплины и курсы, а сейчас это направление развивает Анатолий Александрович Золотарев и Мария Николаевна Ветрова.

3. Сохранение минерального разнообразия природы и музейное дело.

Минералогический музей Санкт-Петербургского Государственного Университета и по сей день находится в Главном здании на Университетсткой набережной 7/9. Здесь представлены уникальные образцы минералов, собранные еще учеными 200 лет назад! Автор фото: Брусницын А.И.
Минералогический музей Санкт-Петербургского Государственного Университета и по сей день находится в Главном здании на Университетсткой набережной 7/9. Здесь представлены уникальные образцы минералов, собранные еще учеными 200 лет назад! Автор фото: Брусницын А.И.

Музейное дело не должно превращаться просто в создание каталогов, нужно, чтобы оно было интересным и для студентов, и для абитуриентов, и для школьников.

О ГЕММОЛОГИИ

О: Получается геммологи занимаются не только диагностикой и экспертизой, но и изучением каменного убранства Петербурга?

А.И.: Конечно. Геммологию мы воспринимаем не только как диагностику и экспертизу драгоценных камней, но и в том числе как широкую сферу, развивающуюся на пересечении интересов человека как культурного создания и камня как творения природы. Здесь на границе возникает история камня, архитектурные шедевры и убранство нашего города. Нашему городу очень повезло – 200 лет мы были столицей Российской империи, 200 лет сюда приглашались специалисты из Италии и Франции.

О: У меня вопрос по студентам, изучающим геммологию. Есть ли у них научное взаимодействие с искусствоведами, потому что частично они перекликаются по профессии.

А.И.: Проблема подмечена очень правильно. Эта проблема актуальна, и мы пытаемся ее сглаживать. Наши геммолого-геологические курсы мы читаем не только для геологов, но и для студентов, обучающихся на факультете искусств. В рамках этого направления студентам мы читаем курс «Природный камень в истории культуры». В Санкт-Петербурге камень везде – набережные, дворцы, музеи, метро. Курс пользуется большой популярностью, люди впервые приходят в наш минералогический музей, впервые могут подержать в руках цветной камень, что далеко не каждый студент других вузов может позволить, и более смело относиться к камням. Не просто как чему-то сложному и непонятному, а к чему-то близкому.

О ПРАКТИКАХ

О: Самое лучшее время моего студенчества - практики на Среднем и Южном Урале, в Крыму, в Карелии. А куда ездят студенты сейчас на практики?

Практика после 3 курса в Республику Карелия, Питкяранта, июнь 2001г. На полевом занятии, я в первом ряду справа, что-то активно записываю ))
Практика после 3 курса в Республику Карелия, Питкяранта, июнь 2001г. На полевом занятии, я в первом ряду справа, что-то активно записываю ))

А.И.: Практики – неотъемлемая часть образования, и мы всегда за нее боремся. После первого курса – Саблинская практика, после второго курса – Крымская практика. После 3 курса, все практики специализированы и у минералогов и геммологов отдельная программа.

Олег Сергеевич Верещагин - руководитель практики в Норвегию для студентов минералогов и геммологов после 3 курса. Автор фото: Сергей Малышев.
Олег Сергеевич Верещагин - руководитель практики в Норвегию для студентов минералогов и геммологов после 3 курса. Автор фото: Сергей Малышев.

Чаще всего реализуется Норвежская практика, у нас на кафедре появился молодой ассистент, Олег Сергеевич Верещагин, он очень увлечен развитием и исследованием этого района. Целевое финансирование этой практики проводится компанией РОСНЕФТЬ.

Эта практика проводится совместно со специалистами из Норвегии, поэтому помимо навыков в изучении минералого-геологических объектов Норвегии, ребята получают хорошую практику английского языка.

О НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЯХ

О: Еще хочу спросить про Вашу научную деятельность, Ваш профиль - месторождения марганца, поделочный камень родонит и другие минералы. Урал еще исследуете?

Студенты на Уральской практике по Среднему и Южному Уралу. Автор фото: Брусницын А.И.
Студенты на Уральской практике по Среднему и Южному Уралу. Автор фото: Брусницын А.И.

А.И.: Конечно, Урал – это навсегда. Исторически развивалось все таким образом, что однажды, гуляя по Эрмитажу, я обратил внимание на камень родонит или орлец, и был студенческий интерес – а что же в нем такие коричневые, желтые пятна. Я решил определить, что за минералы там на самом деле. Так студенческое любопытство вылилось в серьезные исследования, по которым были защищены кандидатская, и докторская диссертации. Сейчас это направление можно назвать «Минералогия и условия образования металлоносных осадков Древних океанов.»

Доцент кафедры минералогии Андрей Александрович Антонов со студентами на практике в Восточной Башкирии, месторождение яшмы - Старомуйнаковское, 2015г. Автор фото: Брусницын А.И.
Доцент кафедры минералогии Андрей Александрович Антонов со студентами на практике в Восточной Башкирии, месторождение яшмы - Старомуйнаковское, 2015г. Автор фото: Брусницын А.И.
Я еще когда был студентом всегда хотел связать минералогию с тектоникой плит. Мне интересно было заниматься минералами, а тектоника плит меня привлекала и вдохновляла своей изящностью и простотой. Сначала это были объекты для изучения на Южном Урале как наиболее доступном, и хорошо изученном, потом мы постепенно переместились на север. Это был и Полярный, и Приполярный Урал, и практически до Баренцева моря мы добрались. Ну а теперь, еще и Центральный Казахстан - там крупное месторождение свинца и марганца.

ОБ ОТКРЫТИИ НОВЫХ МИНЕРАЛОВ

О: Вопрос от одного из моих подписчиков. Как получается, что русский ученый находит новый минерал, открывает его. Как его «застолбить»? Как присвоить ему свое название?

А.И.: Существует международная комиссия по утверждению новых минералов, состоящая из 30 минералогов. Эти минералоги – авторитетные всемирно признанные специалисты, которые представляют все мировое научное сообщество.

Когда ученый находит новое вещество или кристалл, который никто никогда до него не находил, то получает его всесторонние характеристики: внешний вид, физические свойства, химический состав, особенности кристаллической структуры. Затем заполняет анкету «Чек-лист» и отправляет его председателю комиссии, а образец - в один из центральных музеев, например, в музей нашего Университета, или в музей Ферсмана. Музей выдает справку, что образец получен. Справка прилагается к этому чек-листу. Председатель комиссии рассылает все каждому из 30 участников. Дальше каждый из них проверяет все сведения, обоснование нового минерала, а не подвида или разновидности известного соединения, а далее процедура формального голосования. Новый минерал утверждается посредством большинства голосов, ему присваивается то имя, которое указал ученый в чек-листе. За время работы нашей кафедры нашими сотрудниками было открыто более 130 новых минералов.

О: Алексей Ильич, в заключении что Вы хотели бы сказать моим читателям?

А.И.: Минералогия – основа очень многих дисциплин. Если мы хотим работать с камнем, иметь дело с полезными ископаемыми, если мы хотим понимать природу вещей как таковую, то без минералов никак не обойтись. И это сознание, что минералогия – фундаментальная геологическая наука, она вселяет уверенность в себе, большой оптимизм взгляда в будущее.

Получив образование у нас на кафедре, человек легко вписывается в геологические структуры, или идет в лабораторный корпус, или в сторону экспертизы драгоценных камней, или в сторону искусства и тематики камня в архитектуре и т.д. Спектр решаемых задач потенциально очень широк. И наша задача, создать эту базу, привить ее и дать первые толчки вперед. А дальше человек в рамках своих пристрастий и способностей выбирает свой путь.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось - благодарю за лайки и комментарии, подписывайтесь на канал GEM STONES))


GEM STONES - это познавательный геммологический канал о драгоценных камнях и мировых ювелирных украшениях. Сайт gemstones.su и канал GEM STONES на Youtube ведет Ольга Меликян - профессиональный геммолог.