Печать

Непревзойденный "король эмали". Беседа об искусстве с Ильгизом Фазулзяновым

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Талантливый художник-эмальер, настоящий мастер ювелирного искусства с удовольствием поделился со мной вдохновением и рассказал о своем творчестве.

Подвеска "Ласточки": звездчатый сапфир, бриллианты в огранке "груша", горячая эмаль, золото. Великолепные птицы гордо и независимо парят в небе.

Коротко об Ильгизе

Ильгиз Фазулзянов - знаменитый художник-ювелир-эмальер, двукратный победитель и обладатель Гран-При на международном конкурсе International Jewellery Design Excellence Award в направлении ювелирного дизайна. В 2016 году в Кремле состоялась масштабная выставка работ Ильгиза, куда вошли неповторимые ювелирные шедевры.

Ильгиз Фазулзянов - настоящий мастер, подчинивший себе все секреты эмали и ювелирного мастерства.
Ильгиз Фазулзянов - настоящий мастер, подчинивший себе все секреты эмали и ювелирного мастерства.
Сегодня по всему миру открываются ювелирные и дизайнерские школы, где техники работ с горячей эмалью Ильгиза берут за основу и рассказывают о них студентам.
Открытие салона Ильгиза в Париже. Статьи выходят каждый день после 18:00 по мск.
Открытие салона Ильгиза в Париже. Статьи выходят каждый день после 18:00 по мск.

Нам повезло, и такой удивительный мастер, самородок, живет среди нас, в России. Мне было очень интересно пообщаться с Ильгизом, ниже мое интервью. Как всегда - прошу дочитать до конца, и с удовольствием жду Ваших комментариев.

О: Ильгиз, с чего все началось, как появилась впервые мысль о ювелирном искусстве?

И: Все началось с победы в 1994 году, где я получил Гран-При на Фестивале искусств народов ислама в Пакистане. Это стало толчком для моего развития в этом искусстве.

Работы по тематике "Самарканд", представленные на одной из выставок.
Работы по тематике "Самарканд", представленные на одной из выставок.

О: А что эта была за работа?

И: Я представил на конкурс работу "Оклад Корана", за которую и получил премию. Данная работа на сегодняшний день находится в Фонде "Туран" Республики Татарстан.

О: То есть работа была выполнена в абсолютно национальной технике?

И: Да, "Оклад Корана" был выполнен в технике филиграни с инкрустацией драгоценными камнями.

О: Как потом родилась идея сделать это направление основным и развивать ювелирное искусство?

И: Имея художественное образование, я был все время в поиске, в каком направлении мне идти. После получения данной премии я принял решение развиваться в ювелирном искусстве.

Кольцо "Пион" - теперь увековечило настоящий пион, который рос у Ильгиза в его саду.
Кольцо "Пион" - теперь увековечило настоящий пион, который рос у Ильгиза в его саду.
Когда я уже познакомился с работами Лалика и других французских мастеров, то понял, что ювелирное направление для меня может развиваться не только в национальных традициях, но и как художественные образы, которые мы видим вокруг. И так как я больше живописец, чем график, мне всегда не хватало цвета. А благодаря использованию эмали, я открыл для себя другое состояние. Я вижу ювелирные изделия не в графичности, а в цвете.

О: Я обратила внимание, что камень в Ваших работах не является основополагающим, главным в композиции.

И: Так и есть, да.

О: Как выбирается камень? Сначала рождается идея, под идею подбирается определенный камень, фактура, но как отдается предпочтение тому или иному камню – опал, или мексиканский агат, или что-то другое.

Кольцо "Сахара. Охота" - удивительно по своему безудержному темпераменту и врывающимся инстинктам! Невероятная Африка! В центре красоты - великолепный огненный опал, символизирующий красное солнце в Африке.
Кольцо "Сахара. Охота" - удивительно по своему безудержному темпераменту и врывающимся инстинктам! Невероятная Африка! В центре красоты - великолепный огненный опал, символизирующий красное солнце в Африке.

И: Вы сами начали говорить… Когда есть идея, то нужно добавить сюда цвет. Визуально я вижу работы в цветовом сочетании. И тогда в эту работу начинает все собираться: техники, цвет камней, цвет эмали.

Так же подбираются камни. Когда изделие готово к исполнению, идет подбор материала. И найти нужный камень, например, опал, при его разнообразии очень сложно.

Я делаю запрос своим поставщикам на камень, который мне необходим, и при огромном разнообразии предложений, бывает сложно подобрать нужный камень.
"Вид на океан": бриллианты, австралийский черный опал, белая морская жемчужина. Кораллы и все остальное выполнено с помощью горячей эмали. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
"Вид на океан": бриллианты, австралийский черный опал, белая морская жемчужина. Кораллы и все остальное выполнено с помощью горячей эмали. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
Это целый поиск, как коллекционер, который ищет тот предмет, которого ему не хватает в коллекции. Понятно, что есть классические камни, как бриллиант, здесь все ясно. А вот сложные камни, с рисунками, с интересной цветовой гаммой, это сложная тема.

О: Сколько по времени занимает создание одной работы?

И: Дело в том, что одновременно делается очень много работ. В среднем, около 15 одновременно. И понять, какое количество времени затрачено на один предмет, очень сложно. Есть долгоиграющие вещи. Например, есть одна очень большая работа, которая выполнялась 2,5 года.

"Птица, увидевшая солнце". Лабрадорит и аквамарин руками мастера создали настоящее произведение искусства!
"Птица, увидевшая солнце". Лабрадорит и аквамарин руками мастера создали настоящее произведение искусства!

О: Ничего себе, достаточно трудоемкий и энергичный процесс!

И: После окончания каждой работы, тут же начинается работа с другим изделием. Я научил себя и своих сотрудников этому, работать в активном режиме.

Сейчас невозможно художнику быть популярным, если он не будет удивлять зрителей постоянной новизной. Это раньше можно было одну картину писать в течение года-двух лет, и все. Сейчас если ты так будешь работать, то завтра никому будешь не нужен. Я взял опыт производства турецких мастеров, что-то у китайских производственников, у итальянцев, соединил в одно целое, и получилась такая коллаборация всех возможностей в производстве.

О: Я думаю в таком формате очень эмоционально происходит работа. Ну это получается, как праздник каждый день, когда один за одним происходит рождение нового чуда.

И: Так и есть, да.

Браслет и подвеска "Скарабей" со звездчатыми сапфирами, горячая ювелирная эмаль.
Браслет и подвеска "Скарабей" со звездчатыми сапфирами, горячая ювелирная эмаль.

О: Ильгиз, хочу поподробнее узнать про эмаль. Где Вы брали информацию, как формировались навыки, элементы мастерства при работе с эмалью. Я знаю, что Вы художник, но наверняка раньше с эмалью Вы не работали. Как пришли к этому и освоили уникальную технику?

И: До ювелирных эмалей я занимался искусством витражей, где использовал старую технику росписи по стеклу, и дальнейшему его обжигу. Для обжига стекла используются очень высокие температуры, 1050-1100 градусов.

В основу ювелирных эмалей входит кварц. Понимая это, я начал использовать высокие температуры из опыта работы с витражами. Но первые опыты были неудачными, из муфельной печи я вынимал уже расплавленное изделие.
Браслет "Маки": бриллианты, горячая ювелирная эмаль, золото.
Браслет "Маки": бриллианты, горячая ювелирная эмаль, золото.

Потихоньку я стал понижать температуру до того градуса, когда у меня стало все получаться. Не имея ювелирного образования, и не владея технологиями обжига эмалей, я нарушал все температурные режимы. Но благодаря этому я нашел свою температуру, которой я пользуюсь до сегодняшнего дня.

О ГАРАНТИЯХ

Я всегда могу дать гарантии качества эмали на ювелирных изделиях. Высокая температура дает возможность сплавить металл и кварцевое стекло в одно целое.

За 27 лет ко мне ни разу не приносили на ремонт изделия с эмалями по причине некачественной работы. Частая причина повреждений - человеческий фактор.

О: А в качестве состава для эмали всегда используется кварц?

И: Да.

"Мне кажется, каждому хочется посидеть вечером у пруда и полюбоваться рыбками" - с такими словами Ильгиза и не поспоришь. Бриллианты, золото, горный хрусталь, горячая эмаль.
"Мне кажется, каждому хочется посидеть вечером у пруда и полюбоваться рыбками" - с такими словами Ильгиза и не поспоришь. Бриллианты, золото, горный хрусталь, горячая эмаль.

О: Многие говорят, что Вы предпочитаете работать в технике ар-деко с геометрическими элементами или ар-нуво, используя природный орнамент. Как Вы считаете, стоит ли определять Ваше творчество под какой-то стиль, или у Вас свой стиль?

И: Все эти стили определяют зрители и искусствоведы. На самом деле, ни один художник не задумывается о стиле, когда создает ту или иную работу.

У меня когда есть какая-то идея, я нахожу ту линию, которая мне необходима для передачи информации, которую я хочу донести. Она может быть плавной или нет, и я никогда бы не определял, что это ар-деко или ар-нуво. Если мы делаем цветок или растение, значит это ар-нуво? На самом деле, это линия природы. А все прямые линии не всегда можно отнести к ар-деко, это может быть и индустриальный стиль.

Браслет с ласточками из горного хрусталя поражает воображение. Ласточки как будто заключены в хрустальный мир и не могут выбраться.
Браслет с ласточками из горного хрусталя поражает воображение. Ласточки как будто заключены в хрустальный мир и не могут выбраться.
Общаясь с художниками, когда мы разговариваем по поводу стилистики, все художники улыбаются: «Им нравится определять – пусть определяют».

О: Ну да, он просто творит, создает и все. А остальные уже думают, к чему это все относится.

И: Конечно, да

О: Я обратила внимание, что у Вас есть серия работ, посвященных горам. А Вам удалось побывать на этих вершинах?

Кольцо на два пальца "Арарат". Кто видел эти горы, уже их не забудет, а кто не видел - всегда мечтает увидеть их. Бриллианты, эмаль, золото.
Кольцо на два пальца "Арарат". Кто видел эти горы, уже их не забудет, а кто не видел - всегда мечтает увидеть их. Бриллианты, эмаль, золото.

И: К сожалению, нет. Я много изучал эти горные вершины по разным видео и фотографиям, и был впечатлен их красотой. Благодаря своему воображению, я переносился туда своими мыслями и создавал образы в ювелирных изделиях.

О: Вы как Жуль Верн, которому не обязательно путешествовать по миру, он открывает тетрадь, берет перо, и начинает писать..

И: Да, так и есть. Сейчас у меня в планах сделать выставку в России, чтобы все люди, даже в небольших городах, смогли побывать "душой" на этих горах. Я одержим этой идеей, и уже идет полноценная подготовка к этой выставке.

"Гималайское кольцо" - одно из произведений, посвященных горным вершинам.
"Гималайское кольцо" - одно из произведений, посвященных горным вершинам.

Мне нравятся слова Ганди: "Когда в твоих пожеланиях, в твоих целях есть слова мир и добро, то перед тобой открываются все ворота мира".

Так и есть, когда рождается идея и цель какого-то добра и мира, тогда все возможно и все получается.

О: Это очень ценная мысль, и видимо девиз по жизни?

И: Наверное так, да.

О: Ильгиз, а что в природе больше вдохновляет, будоражит фантазию, и без чего Вы не можете начать свою работу?

"Золотые рыбки" - удивительная работа, кажется, что вода струится и утекает сквозь пальцы, а рыбки пытаются вернуть былое))
"Золотые рыбки" - удивительная работа, кажется, что вода струится и утекает сквозь пальцы, а рыбки пытаются вернуть былое))

И: Я бы не сказал, что природа в полном объеме вдохновляет на какое-то произведение. Чтобы человек начал что-то творить, он должен получить большое количество эмоций, которые возбудят в нем все известные гормоны, что будет достаточно для творчества.

Недавно я стоял на вершине высокой горы, смотрел на всю красоту, что окружала меня, и думал о природе, которая всегда пытается создать идеальность из неидеального.

А в природе есть нюансы, тонкие линии, которые она научилась нам показывать, соединяя несовершенные вещи между собой, и торжествуя свое величие.

В народном творчестве, например, у таджиков, когда они ткут ковер, то обязательно делают небольшую помарку в своей работе, чтобы не обидеть Бога. Они подразумевают, что "мы - люди, мы - часть природы, и мы не можем делать все идеально, как это делает Создатель.

В любом творчестве, я считаю, что не надо искать идеальности, а нужно искать смысл, осмысление, почему художник это сделал. Если этого осмысления нет, и люди в этих работах ничего не видят и не осознают, то это уже не искусство. Истинным художником его нельзя считать, потому что он должен нести посыл в будущее. Каждому художнику важно, что зритель - взрослый или ребенок, чувствовал состояние добра, красоты, радости, улыбки.

Колье "Яблоневый цвет". Бриллианты, золото, горячая ювелирная эмаль. Как тонко и в то же время реалистично показано весенне пробуждение природы.
Колье "Яблоневый цвет". Бриллианты, золото, горячая ювелирная эмаль. Как тонко и в то же время реалистично показано весенне пробуждение природы.

О: В основном, сложилась тенденция, что многие ювелиры предпочитают ездить на выставки в Гонконг, и другие крупные города Азии…

И: Дело в том, что на сегодняшний день основная масса ювелиров 99,7% идут по коммерческой дороге. Все выпускают продукцию, которую хотят реализовать. Практически нет ювелиров, которые могут создать целую коллекцию, и показывать долгие годы, экспонировать на выставках. Таких нет. Максимум, 2-5 работ у ювелира, но этого недостаточно для экспозиции.

Когда проходила выставка в Кремле в 2016 году, для всех это было шоком. На сегодняшний день никто из современников не может сделать выставку из 160 работ на одну тему.

Колье "Павлин" - одна из работ, представленных на выставке в Кремле. Сапфиры, изумруды, бриллианты, горячая эмаль, золото.
Колье "Павлин" - одна из работ, представленных на выставке в Кремле. Сапфиры, изумруды, бриллианты, горячая эмаль, золото.

О: Насколько я поняла, Вы как-то взаимодействовали с ювелирным домом Ван Клифа. Они приглашали Вас прочитать лекцию, или показать мастер-класс?

И: Да, они пригласили меня в школу Ван Клиф на творческий вечер, чтобы я им прочитал лекцию и рассказал о своем творчестве. Интерес был большой, и они еще приглашают на творческие встречи с поклонниками ювелирного искусства. После чего была куплена одна из моих работ для музея Ван Клиф.

О: Ильгиз, Ваши работы всегда очень самобытны и имеют свой колорит. Если мне предоставят 50 работ разных мастеров, то я сразу отличу Ваши. Это видно и по технике, и по исполнению, и по своей внутренней красоте. А как Вы думаете, чем Ваши работы не похожи на других?

Брошь "В вечернем сосновом лесу". Красавец австралийский черный опал обрамлен шишками да иголками красивой сосновой ветви. Как просто, но очень притягательно!
Брошь "В вечернем сосновом лесу". Красавец австралийский черный опал обрамлен шишками да иголками красивой сосновой ветви. Как просто, но очень притягательно!

И: По поводу самобытности... Я Вам хочу сказать, чем они отличаются от остальных. У них есть художественная законченность. Практически мало ювелирных компаний, или ювелиров, у которых это существует, поэтому они отличаются от других.

Для моих работ характерны техники, которые существуют в ювелирных изделиях Востока и Запада, что дает большой спектр возможностей.

О: Да, я понимаю, они эмоционально глубокие, хочется смотреть и рассматривать.

И: Да, у них есть и своя энергетика, есть осмысление. Каждая линия что-то у меня означает, она просто так не появляется. Каждая линия отрабатывается очень долго. Если, например орнамент, то почему именно этот орнамент, почему этот рисунок. Я отрабатываю все пропорции изделия: ширину, высоту, глубину. Уходит много времени до окончательного его завершения.

Я даже не знаю точно, как называется это произведение. Но мне оно симпатично, я еще не видела такой точности и реалистичности. Настоящее облако, настоящие птицы)
Я даже не знаю точно, как называется это произведение. Но мне оно симпатично, я еще не видела такой точности и реалистичности. Настоящее облако, настоящие птицы)

О: Как Вы думаете, восприятие украшений, Ваших работ отличается у русских людей, у европейцев или азиатов?

Очень сложно сейчас сказать, потому что есть определенные тенденции, направления, и все на сегодняшний день ориентированы на более крупные лидирующие компании, как, например, Картье, Ван Клиф, и так далее… Тот, кто задает моду в ювелирном мире, то тут же подхватывают все остальные, внося в нее свой колорит - цвет, орнамент.

Приведу пример. Если мы делаем фотографию ювелирного изделия на черно-белом фоне, для европейцев или американцев это круто, красиво. Азиаты этого не понимают, им нужен цветной фон. То есть на черно-белом фоне - их это не зацепит. А вот цветной фон они поймут, и они изделие по-другому видят. У них взгляды по-другому устроены. Поэтому тенденции одинаковы, но есть определенные отличия, связанные с традициями и культурой в данной стране.

О: Ильгиз, мои читатели прежде всего познакомились с Вашими работами (те, кто не знал о них ранее), увидев украшения с бабочками, которые были выполнены с гранеными жемчужинами. А развивается ли сейчас это направление с граненым жемчугом?

Серьги "Бабочки" с граненым таитянским жемчугом, получившие еще одну премию Гран-при за лучший дизайн в Гонконге в 2013 году. Бриллианты, жемчуг Таити, золото, горячая эмаль.
Серьги "Бабочки" с граненым таитянским жемчугом, получившие еще одну премию Гран-при за лучший дизайн в Гонконге в 2013 году. Бриллианты, жемчуг Таити, золото, горячая эмаль.

И: Первую работу с граненым жемчугом мы выполнили совместно с Виктором Тузлуковым. А сейчас мы работаем с японской компанией, которая занимается огранкой жемчужин. Граненый жемчуг мало кто использует в ювелирных изделиях.

Объясню почему: делать с граненым жемчугом определенную модель очень сложно. Необходимо создать определенный дизайн изделия с граненым жемчугом, после чего донести это людям и объяснить, что это такое. Для творческих работ это идеально, а для коммерческой составляющей не годится.

О: И я так понимаю, что люди видимо привыкли больше к классической форме, да?

И: Конечно.

Серьги "Орхидеи". Граненый белый жемчуг, бриллианты, золото, горячая эмаль.
Серьги "Орхидеи". Граненый белый жемчуг, бриллианты, золото, горячая эмаль.

О: Вам как художнику, помимо творческой составляющей, которая является основной, Вам в том числе нужно быть хорошим управленцем. У Вас большая команда мастеров, как Вы с этим справляетесь, и какие принципы или идеи для себя подчерпнули, благодаря чему управление стало эффективным?

И: Да, для многих это всегда такой вопрос. Как это – вроде я художник, и в то же время сам управляю всем? Не знаю, это, наверное, у меня математические способности. У меня были хорошие способности в математике, для меня алгебра, геометрия, физика, химия – любимые предметы. Если бы я в творческой области не развивался, я бы обязательно развивался в этой области. Ко многим вопросам я подхожу творчески и логически - нестандартно. А для сегодняшнего бизнеса это самое правильное.

О: еще я хотела спросить про работу «Снегири». Правильно ли я понимаю, что эта работа была переломным моментом в Вашем творчестве? Именно после нее у Вас стало больше появляться ювелирных работ с элементами эмали, с высоким художественным замыслом?

Та самая подвеска "Снегири" получившая Гран-при в конкурсе международного дизайна. Эмаль, бриллианты, рубины, золото.
Та самая подвеска "Снегири" получившая Гран-при в конкурсе международного дизайна. Эмаль, бриллианты, рубины, золото.

И: Несомненно, подвеска "Снегири", получившая Гран-при на международном конкурсе в Гонконге в 2009 году стала для меня началом перехода на новый этап ювелирного искусства.

После этой подвески, были созданы новые работы, которые получили премии, и их могли видеть зрители на витринах выставки в Кремле.

После успеха подвески "Снегири" были созданы еще несколько работ в этом стиле - колье, браслет. Посмотрите, как тонко и реалистично представлены образы наших зимних птичек.
После успеха подвески "Снегири" были созданы еще несколько работ в этом стиле - колье, браслет. Посмотрите, как тонко и реалистично представлены образы наших зимних птичек.

О: Я обратила внимание, что не только ювелирные, но и камнерезные работы есть среди созданных вами предметов искусства. Насколько это направление важно для Вас, и есть ли творческие планы по этому вектору?

И: Я хочу объединить в своих работах все техники, которые существовали и существуют в ювелирном искусстве. Поэтому камнерезное искусство обязательно должно войти в мои работы.

Для создания некоторых работ я приглашаю состоявшихся мастеров-камнерезов, но в любом случае они делают работы по моим руководством. ПО каждой полученной работе я лично вношу небольшие изменения.

О: Ильгиз в заключении хотела бы поинтересоваться, какой Ваш любимый камень?

И: Нет у меня такого, если честно. Есть определенные периоды, вот, например, на завершающей стадии – серый лунный камень. У меня много работ с ним. Сейчас в моих работах очень много кварца. Меня завораживает его прозрачность и магия.

Кварц мало используют ювелиры в создании ювелирных изделий, и я хочу вдохнуть новую жизнь в этот камень через свои работы.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось - поделитесь с друзьями и подпишитесь на канал GEM STONES))