Печать

О высоком ювелирном искусстве, любви и красоте. Эксклюзивное интервью с Виктором Моисейкиным

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Несколько дней назад мне удалось договориться о встрече с Виктором Моисейкиным - выдающимся русским ювелиром, камнерезом и автором знаменитой "русской закрепки".

Виктор приезжал по делам в Петербург лишь на один день. Мы встретились с ним в Михайловском сквере на площади Искусств. Было немного времени, но удалось задать самые важные вопросы об искусстве, о ювелирных шедеврах, об уральских драгоценных камнях. Получился очень честный и откровенный разговор, мы затронули крайне важные темы о ювелирном искусстве.

Виктор Моисейкин и я  - Ольга Меликян (автор канала GEM STONES) в Михайловском сквере в СПб.
Виктор Моисейкин и я - Ольга Меликян (автор канала GEM STONES) в Михайловском сквере в СПб.

Краткая справка:

Виктор Моисейкин - основатель ювелирного дома "MOISEIKIN", автор запатентованной технологии уникальной закрепки "Waltzing brilliance". Работы компании MOISEIKIN представлены по всему миру и получили много дизайнерских наград. Особыми почитателями таланта Виктора Моисейкина являются первые лица многих стран, например, королева Елизавета II и принц Чарльз.

Катрин Денев с врученной ей серебрянной розой - подарок Виктора Моисейкина.
Катрин Денев с врученной ей серебрянной розой - подарок Виктора Моисейкина.
Ниже мое интервью с Виктором, буду признательна, если Вы дочитаете до конца, ведь многие вопросы были заданы для Вас, мои дорогие читатели.

ОЛЬГА: Я слышала о том, что у Вас семья была связана с камнерезным искусством, а как именно?

ВИКТОР: Ну, папа у меня работал главным инженером на заводе, они делали оборудование для шахт, сам он у меня горняк. И поэтому периодически у меня какие-то камни были. В детстве, пока все мальчики играли в индейцев, я их обменивал на камни. Какая ценность в пластмассе? У меня была шкатулочка деревянная, куда я складывал все камушки, доставал и любовался. Меня всегда притягивали камни, их рисунок неповторимый, я в них смотрел, любовался и получал огромное удовольствие.

ОЛЬГА: А Вы знали уже тогда, что это, например, малахит, а это яшма?

ВИКТОР: Да, конечно, знал. У нас были книжки. Папа с мамой мне купили книжки про малахит, сказы Бажова, тогда мне были очень интересны эти легенды и истории. Непонятная тяга к камням, и сейчас не могу остановиться. И покупаю не потому, что их надо куда-то использовать. Парадокс: чем больше ты им любуешься, тем меньше тебе хочется с ним расставаться, ты уже просто как коллекционер. Находишь в нем что-то интересное, красивое, редкое и говоришь: «Ну вот, дружок, давай, живи у меня!»

"Тайны леса" - работа, которая была выполнена лишь из одного камня! Благодаря самому камню удалось удачно воплотить и фактуру сухого дерева, и оперения совят. Невероятно, что это выполнено только из цельного образца яшмы.
"Тайны леса" - работа, которая была выполнена лишь из одного камня! Благодаря самому камню удалось удачно воплотить и фактуру сухого дерева, и оперения совят. Невероятно, что это выполнено только из цельного образца яшмы.

О: Да, очень знакомое чувство! Виктор, скажите, а как пришла мысль заняться камнерезным и ювелирным искусством. Было желание только творить для себя, или создать ювелирный бизнес?

В: Ни о каком бизнесе, конечно, мыслей не было. Были просто желания соприкасаться с камнями. Хотя я в то время получал совершенно другую специальность, но тяга к камням и металлу была необъяснимая. По ночам я помогал дяде в ювелирной мастерской, хотя получал совершенно другое высшее образование.

О: А какой была Ваша самая первая работа?

В: Это был подсвечник из яшмы. До сих пор у меня стоит этот подсвечник. Я люблю работать руками. Сейчас проходят соревнования Worldskills, а тогда, может помните, школьные городские соревнования по труду, и на этих соревнованиях я занял первое место.

"Фламинго" - удивительная нежность во всей работе. Фламинго вскармливает своего птенца: белорецкий розовый кварцит, нефрит, демантоиды, бриллианты, гиацинт, кварц, розовый халцедон, золото.
"Фламинго" - удивительная нежность во всей работе. Фламинго вскармливает своего птенца: белорецкий розовый кварцит, нефрит, демантоиды, бриллианты, гиацинт, кварц, розовый халцедон, золото.

О: Когда я впервые увидела Ваши работы, это были именно бриллианты в закрепке «Вальсирующее сияние». И только потом я узнала, что это Виктор Моисейкин – знаменитый камнерез и ювелирный мастер. Правильно я понимаю, что к ювелирному искусству Вы пришли после камнерезного?

В: Да. Ну, про знаменитый, это конечно, с таким большим авансом..

Есть такое хорошее высказывание: «Сравнивай себя с собой». То, что я пытаюсь делать – это видеть свои внутренние достижения. Как и Вы, я открываю для себя мир, только через язык металла и камней. Само ювелирное искусство возникло для выражения чувств, эмоций, вот это важно. Ты пишешь рассказ, пишешь стихи, но на языке металла и камня. И как ты сможешь написать так, чтобы это прочитали. И написать ты должен, простите за высокопарность, сердцем, потому что считывать будут сердцем. И может ты не будешь рядом и не сможешь объяснить, но должен это так написать, чтобы чувствовался, например, порыв весеннего ветра, легкое трепетание цветка на ветру, солнечные лучи, которые играют на листьях деревьев.

И это и есть мой взгляд на ювелирное искусство. Я открываю для себя мир и делюсь с другими.

О: Виктор, у Вас очень интересная подборка камней. Ваши произведения не только лаконичны и берут за душу. Меня очень впечатляет сочетание камней, и фактура. Например, в «Роге изобилия» у Вас выполнены листья из аметринов, они до сих пор у меня перед глазами. Как приходит вдохновение взять именно этот камень, а не другой?

В: Конечно, есть законы дизайна. С другой стороны, высказывание в «Маленьком принце» Экзюпери «Слушай свое сердце». Ты слушаешь, и хочешь что-то сказать. Иногда ты хочешь создать контраст, а иногда что-то более спокойное и нежное. Не случайно одна из главных тем в моем творчестве – это импрессионизм и Ван Гог. Сочетание крайнего, несочетаемого, дойти до той границы, когда станет слишком много, но остановиться. Сказать, но не кричать. Иногда не получается и уходишь в крик (смеется).

Аквамарины, танзаниты, сапфиры и жемчуг кеши в серьгах с интересным дизайном.
Аквамарины, танзаниты, сапфиры и жемчуг кеши в серьгах с интересным дизайном.

О: Виктор, ну, я еще таких работ не видела))
В: Потому что если мне не нравится, стараешься никому не показывать, просто плавишь и все. Очень долгое время я боролся со своим перфекционизмом. Но потом начинаешь понимать, что нет ничего идеального, а иногда эта неидеальность и хороша. Когда дрогнула рука, или получилось не совсем так, но в этом и виден творческий путь.

В каждом из нас заложено чувство красоты и гармонии. Где-то внутри мы все это воспринимаем. Женщины просто воспринимают это на мой взгляд намного тоньше, чем мужчины.

О: Возможно у женщин более развит так называемый эмоциональный интеллект.

В: да, точно

О: Ваше основное производство расположено на Урале, в Екатеринбурге. Как часто в своих работах Вы используете наши уральские камни? И какие из них?

Драгоценный сет с уральскими александритами и бриллиантами. Некоторые бриллианты помещены шипами вверх, очень интересно))
Драгоценный сет с уральскими александритами и бриллиантами. Некоторые бриллианты помещены шипами вверх, очень интересно))

В: Очень часто и очень люблю их использовать. Это демантоиды, яшмы, родонит, изумруды, александриты, аквамарины, аметисты из знаменитой Ватихи с густо-лиловым цветом.

О: сложилось такое впечатление у моих читателей, что практически не осталось на Урале самоцветов, а те, что есть – невозможно нигде увидеть и достать. Что Вы думаете об этом?

В: их действительно мало. Если мы посмотрим, например, на аквамарины, то их осталось совсем чуть-чуть, аметистов, александритов, изумрудов – тоже мало.

Арбузные турмалины Урала в окружении бриллиантов и золотых цветов. Хочется смотреть и смотреть!
Арбузные турмалины Урала в окружении бриллиантов и золотых цветов. Хочется смотреть и смотреть!

О: Ну, я думаю, что для штучных работ они в любом случае найдутся. А вот еще вопрос про демантоды. Наши уральские – самые лучшие в мире и очень редкие. Как Вы работаете с этим камнем, не возникает сложностей из-за их малых размеров?

В: Очень хороший вопрос. Каждому камню ты пытаешься что-то сказать, и камни – это твоя палитра. С другой стороны, каждый камень очень индивидуален. Какую подобрать к этому камню тему? Вот аметисту, например, прекрасно подходит звездная ночь, а демантоиду? С демантоидом все сложнее, я до сих пор пытаюсь подобрать тему, которая максимально близка этому камню. Пытаешься и сам что-то сказать, и его послушать))

Пока, на мой взгляд, это трава – от молодой зелени до зелени позднего лета. Эта энергетика и ощущения от камня именно такие. Не случайно в начале 20 века была целая серия очень красивых и изящных брошей с этой темой.
Каменные лилии и ландыши как будто живые!
Каменные лилии и ландыши как будто живые!

О: Я читала, что Вы какое-то время назад изучали работы Карла Фаберже с точки зрения – восстановить и понять для себя руку мастера. Нашли ли Вы для себя что-то близкое его направлению, и использовали ли Вы это в своих работах и произведениях?

В: Я бы здесь разделил на две части: с одной стороны, это художественные приемы, с другой стороны технические решения. Карл был инноватором и в той, и в другой сфере. Использовал очень необычные интересные материалы и не боялся экспериментировать. А технические решения – по закрепке, по эмали, по обработке металла, очень интересные замочки, например.

Люблю рассматривать каталоги аукционов, там бывают сфотографированы очень интересные работы того времени, прекрасные технические решения. Люди настолько глубоко думали тогда. Прошло сто лет, я бы сказал, что многие замечательные решения даже сейчас забыты. Все немного стало проще..

О: Возможно, это связано с быстрым темпом жизни. Люди живут в быстром ритме, постоянном движении, и поэтому хотят упрощения.

В: Да, они хотят очень быстрого результата, а очень быстрый результат приводит к упрощению. Получив диплом, нельзя еще считать себя ни дизайнером, ни ювелиром. Самое главное для меня – дух Фаберже. Это инновационность. Вроде бы чувствуешь, что это наше русское родное, но в тоже время, не так как было раньше. Мне давно хотелось сделать что-то посвященное Фаберже, но при этом не просто стереть пыль с того, что было, а именно чтобы по ощущениям и по духу это было как Фаберже, только современно и инновационно. Словом, что бы сделал Фаберже, если бы работал сейчас?

Серьги с празиолитом созданы Виктором под впечатлением от картины "Подсолнухи" Ван Гога. Празиолит, бриллианты. Очень нежно!
Серьги с празиолитом созданы Виктором под впечатлением от картины "Подсолнухи" Ван Гога. Празиолит, бриллианты. Очень нежно!

О: Планируется ли выставка Ваших работ в Петербурге, Москве или других городах России, где можно увидеть Ваши работы, особо значимые украшения.

В: Пока нет, но надеюсь в салоне-музее Фаберже в Санкт-Петербурге, как раз можно будет увидеть украшения. Я думаю, что лучше создавать работы, которые вне времени, а не сезонные коллекции. Здесь получается интересный момент: тебе нужно сделать то, что ты бы взял и подарил своей маме, своей дочке. То, чем ты можешь гордиться, вложил в это душу, талант, время, объединил таланты других людей, и вместе вы создали то, что ты хочешь, чтобы осталось после тебя. Чтобы тот, кто это приобретет, с гордостью и радостью передал это своим внукам. То, что вне моды.

Цветущая "Глициния" - не только произведение искусства, ее можно носить: птичка с веточкой - это брошь, соцветие - это подвеска, а жемчужные цветы внизу - это серьги!
Цветущая "Глициния" - не только произведение искусства, ее можно носить: птичка с веточкой - это брошь, соцветие - это подвеска, а жемчужные цветы внизу - это серьги!
Очень часто историю государств и целых эпох мы можем наблюдать только по оставшимся украшениям. И как-то воссоздать: "А что люди думали в это время и почему любили эти камни?" Осознанно или не осознанно мы пользуемся языком камней. Мы всегда хотим что-то сказать, когда мужчина дарит, а женщина надевает.

Про ювелирную промышленность

В: Я очень отрицательно отношусь, когда говорят ювелирная промышленность. Промышленность может быть тяжелая, но как можно говорить про ювелирную промышленность? Все, что связано с тем, что делается для людей, тут не хватает человечности, человеческого фактора. Слава Богу, я вижу, что тенденция разворачивается в обратную сторону. Бездумное потребление заменяется осознанным выбором. В том числе, благодаря Вам. Люди начинают более внимательно осознавать: "А почему они любят аметисты? А какие они бывают? А почему я люблю изумруд, а что я хочу найти в изумруде? Что изумруд поможет изменить в моей жизни?"

Прекрасные рубеллиты (красно-малиновые турмалины) в оправе золотого кольца с демантоидами, рубинами, изумрудами и бриллиантами. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
Прекрасные рубеллиты (красно-малиновые турмалины) в оправе золотого кольца с демантоидами, рубинами, изумрудами и бриллиантами. Подпишитесь на познавательный геммологический канал GEM STONES))
Когда мы окружаем себя красотой, мы по-другому начинаем воспринимать окружающий мир. Нам не хватает чувства красоты, и камни, украшения помогают нам воспитывать эту красоту в нас. Это как пища без специй. Можно прожить без специй? В принципе можно, но какой будет вкус?

О: я думаю, испанцы вообще не проживут))

В: Да, камни, украшения – это специи, которые добавляют вкус к жизни. Вроде это не первая потребность, а с другой стороны... Я как раз в свое время приезжал на выставки в Санкт-Петербург, и меня всегда удивляли петербуржские бабушки. Я как-то разговорился с одной. Бабушка копит с пенсии месяц-два-три, потом приходит и покупает брошку. И она не может по-другому. У нее эта тяга к красоте, она лучше сэкономит на чем-то, но обязательно приобретет себе брошку. Потом сходит в этой брошке в театр. Это уже другие потребности, это какая-то не хочу говорить аристократичность (у нас это слово приобрело негативный оттенок), но красота этого духа – нам всем этого очень не хватает. А камни нас учат.

"Земляничка": бриллианты, демантоиды, сапфиры, рубины, нефрит, яшма, кахолонг, золото. Статьи выходят каждый день (почти!) после 18:00 по мск.
"Земляничка": бриллианты, демантоиды, сапфиры, рубины, нефрит, яшма, кахолонг, золото. Статьи выходят каждый день (почти!) после 18:00 по мск.

О: Как появился Ваш бренд?

В: Слава Богу, мы не бренд, мы можем меняться и что-то делать. Бренд – это когда уже владелец умер и все, ничего не меняется, есть сформированное лицо. Это что-то застывшее, закостенелое, его покрасили краской, написали красивыми буквами, и все. Не трогать – только поклоняться. А жизни в нем нет, он не живет, не ошибается.

А мы можем творить, что-то создавать. Очень часто самый высший комплимент, когда приходит мне в голову какая-то идея, абсолютно другая. Увидел что-то и «АХ!», и хочется быстрее это сделать. Я делаю и показываю это, а все говорят: «Зачем ты это сделал?» «Как, ну это же так и так…» «Но это же, не Моисейкин» А я спрашиваю: «А что такое Моисейкин?» А завтра мне еще что-то в голову придет, вот это и есть не бренд, и это здорово!
Кольцо из золота 750 пробы с роскошным танзанитом, сапфирами, цветными сапфирами и бриллиантами.
Кольцо из золота 750 пробы с роскошным танзанитом, сапфирами, цветными сапфирами и бриллиантами.

О: Виктор, Вы запатентовали Вашу уникальную закрепку «Waltzing brilliance». Я когда готовила статью о бриллиантах в такой закрепке, мы с Вами тогда еще не были знакомы. Мне было интересно, потому что это большая инновация. С одной стороны, камень полностью двигается, вращается, но с другой, надежное крепление не позволяет камню выпасть, и выскользнуть из кольца. Как родилась эта идея?

В: Началось все с цветка, с тычинок, хотелось передать трепет и нежность цветка, что-то легкое. Мне не нравится, когда камень утоплен в металл. Когда все поле из металла и все утыкано камнями. А когда он весь открытый – другое дело. Я люблю балет, а здесь он как балерина, блистает, вращается, и сверкает всеми гранями.

Кольцо "Сапфировый бал" - прекрасные чистейшие сапфиры и бриллианты в русской закрепке.
Кольцо "Сапфировый бал" - прекрасные чистейшие сапфиры и бриллианты в русской закрепке.
И как-то сразу родилось какое-то решение, оно не рождалось в муках. Пришла идея, я набросал эскиз, прибежал с этой идеей, мы начали смотреть и пробовать. Ощущение было, что все получится, и через три года мы смогли сделать то, что делаем сейчас. И все равно продолжаем искать возможности менять, улучшать. Вот сейчас у нас вдохновение с птицами, цветами. Крылышки у птичек будут трепетать, сверкать и искриться. И ощущение этого должно быть искусством.
Кольцо-бабочка с бриллиантами, розовыми сапфирами и шпинелью. Драгоценные камни на крылышках подрагивают и вращаются. Бабочка как будто живая!
Кольцо-бабочка с бриллиантами, розовыми сапфирами и шпинелью. Драгоценные камни на крылышках подрагивают и вращаются. Бабочка как будто живая!

В первую очередь украшения нужны для эмоций. А как без них? Просто граммы, караты? Это конечно, здорово. Ювелиры часто употребляют фразу "оправить камень", мне больше нравится слово "одеть".

Знаете, чем красивее камень (если мы сравнили с камнем), тем меньше нужно ткани. Он красив сам по себе. Его можно ничем не закрывать. В этой закрепке получается один нюанс, что можно использовать камни только чистые красивые, без включений и трещин, выколов. То есть нужны камни очень высокого качества. Это очень увлекательный процесс отбора камней.

О: А закрепку «Waltzing brilliance» Вы используете только для бриллиантов, или для других цветных камней?

В: «Waltzing brillianсе», по сути, это «вальсирующее сияние». Сейчас мы назвали ее еще «русской закрепкой».

О: То есть как в свое время «русская огранка» в 57 граней, так и теперь инновационная «русская закрепка».

В: Да-да. Это здорово, ведь теперь у России появилась своя закрепка.

Это кольцо было выполнено по рисунку девочки Насти Смирновой по проекту "Подарки любимым". Вырученные от продаж средства пошли на лечение болеющих детишек, и Насти в том числе.
Это кольцо было выполнено по рисунку девочки Насти Смирновой по проекту "Подарки любимым". Вырученные от продаж средства пошли на лечение болеющих детишек, и Насти в том числе.

Когда ты создаешь что-то инновационное, главное - получать самому удовольствие, вдохновение и радость открытия этого мира.

О: Виктор, а что бы Вы в заключение хотели пожелать нашим читателям?

В: Вот, Вы сказали такую фразу правильную «умное сердце». Один из способов познания красоты это как раз, на китайский манер «путь камня», "дао" камня. Через камень ты открываешь для себя красоту мира, красоту природы. С другой стороны, камень заставляет тебя чувствовать какие-то более тонкие вибрации сердцем. Ты понимаешь его красоту и сочетание камней. Пытаешься понять умом, но чувствуешь сердцем. Ювелирное искусство - это одно из немногих, где это соединение «умное сердце» и «сердечный ум» как нигде кстати. Поэтому желаю открыть для себя этот прекрасный мир, и пусть Вашими спутниками будут драгоценные камни.

Я выражаю благодарность Виктору Моисейкину за предоставленное интервью и фоматериалы.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось - поделитесь с друзьями и подпишитесь на канал GEM STONES))